ТРАНСПОРТ
В перестройке народного
хозяйства на военный лад большую роль играл
железнодорожный транспорт. С первых дней войны
рабочие и служащие Восточно-Сибирской железной
дороги успешно выполняли задание
Государственного Комитета обороны по воинским и
грузовым перевозкам из восточных районов на
фронт. Много поездов прибывало и с запада:
значительная часть эвакуированных предприятий и
населения была отправлена в наши края. В число
основных пунктов разгрузки вошел и Улан-Удэ.
График работы был сверхнапряженным, паровозным
бригадам приходилось по двое суток не сходить с
паровозов. Среднесуточный пробег паровоза по
дорогам Восточной Сибири достиг 850 км. Но в
иные сутки машинисты Улан-Уденского депо Чумак,
Варламов, Кальник, Москаленко и др. добивались
пробега паровоза до 1000 км и больше. Как и в
предвоенные годы, массовое распространение
получило движение стахановцев и ударников.
Важнейшим показателем работы машинистов была
экономия средств за счет увеличения межремонтных
пробегов локомотивов.
Не отставали от паровозниках
в патриотических починах и ремонтники. В
универсальных звеньях каждому рабочему пришлось
овладеть несколькими специальностями, в
созданных для этого стахановских школах. Усвоив
весь технологический процесс ремонта, они
выдвигали предложения по рационализации его
отдельных этапов. В подъемочном цехе была
создана фронтовая бригада, выполняющая не менее
двух (а иногда и трех) норм за смену.
Свыше 20 тысяч человеко-дней
было отработано железнодорожниками 4-го
отделения Восточно-Сибирской железной дороги за
первые 4 месяца войны. За это время они уложили
600 км пути, сменили 150 тысяч шпал, 102 км
рельсов, отремонтировали 860 км пути.
Железнодорожное депо станции Улан-Удэ.
Трехсотник Киселев работает за троих. 1942 г.
Доблестный труд работников
Восточно-Сибирской железной дороги был отмечен
высокими правительственными наградами: машинисту
Николаю Соседенко была вручена высшая награда –
орден Ленина. Кавалером ордена Трудового
Красного Знамени стал мастер цеха подъемки
Николай Маяков. Неоднократно в годы войны депо
Улан-Удэ завоевывало первые места во Всесоюзном
социалистическом соревновании железнодорожников,
получало переходящие Красные знамена и премии
НКПС, ВЦСПС, ВСЖД. Комплексные бригады Герцога и
Мамылина завоевали звание «Лучшие комплексные
бригады СССР».
На фронты Великой
Отечественной войны было призвано более 400
машинистов, помощников, ремонтников
Улан-Удэнского депо. Более 300 человек были
награждены боевыми наградами и медалями.
Кавалером ордена Красного Знамени и Красной
Звезды стал помощник машиниста Петр Пушечкин,
двух орденов Красной Звезды удостоены машинисты
Иван Сафронов и Владимир Дудин, орденов Красной
Звезды и Славы III cтепени – помощник машиниста
Юрий Ковриго. Каждый четвертый деповчанин,
ушедший на фронт, не вернулся с полей сражений.
В сквере около Музея боевой и трудовой
славы депо открыт памятник-обелиск.
В Бурятии немалая роль в
обеспечении своевременной перевозки
народнохозяйственных и оборонных грузов
принадлежала Селенгинскому и Байкальскому
пароходствам, которые с честью справились с
ответственными задачами увеличивающегося
грузооборота советско-монгольской торговли,
обеспечения крупного промышленного узла, г.
Улан-Удэ, топливом, по доставке зерновых культур
и овощей из глубинных районов республики.
|