Главная

Введение

Улан-Удэ в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Промышленность

Транспорт

Эвакогоспитали

Медицинские работники эвакогоспиталей

Наука. Образование

Культура и искусство

Писатели - участники  Великой Отечественной войны

Всенародная помощь фронту

Дети войны Республики Бурятия

Участники Великой Отечественной войны

Воины Бурятии - Герои Советского Союза

Воины Бурятии - полные кавалеры ордена Славы

Воины Бурятии - жители города Улан-Удэ

Воины Бурятии - участники Парадов Победы в Москве

Памятники

Библиография

Боевой путь 321-й сибирской дивизии (фотоальбом Дугарон С.М.)

ТРАНСПОРТ

 

В перестройке народного хозяйства на военный лад большую роль играл железнодорожный транспорт. С первых дней войны рабочие и служащие Восточно-Сибирской железной дороги успешно выполняли задание Государственного Комитета обороны по воинским и грузовым перевозкам из восточных районов на фронт. Много поездов прибывало и с запада: значительная часть эвакуированных предприятий и населения была отправлена в наши края. В число основных пунктов разгрузки вошел и Улан-Удэ. График работы был сверхнапряженным, паровозным бригадам приходилось по двое суток не сходить с паровозов. Среднесуточный пробег паровоза по дорогам Восточной Сибири достиг 850 км. Но в иные сутки машинисты Улан-Уденского депо Чумак, Варламов, Кальник, Москаленко и др. добивались пробега паровоза до 1000 км и больше. Как и в предвоенные годы, массовое распространение получило движение стахановцев и ударников. Важнейшим показателем работы машинистов была экономия средств за счет увеличения межремонтных пробегов локомотивов.

Не отставали от паровозниках в патриотических починах и ремонтники. В универсальных звеньях каждому рабочему пришлось овладеть несколькими специальностями, в созданных для этого стахановских школах. Усвоив весь технологический процесс ремонта, они выдвигали предложения по рационализации его отдельных этапов. В подъемочном цехе была создана фронтовая бригада, выполняющая не менее двух (а иногда и трех) норм за смену.

Свыше 20 тысяч человеко-дней было отработано железнодорожниками 4-го отделения Восточно-Сибирской железной дороги за первые 4 месяца войны. За это время они уложили 600 км пути, сменили 150 тысяч шпал, 102 км рельсов, отремонтировали 860 км пути.

Железнодорожное депо станции Улан-Удэ. Трехсотник Киселев работает за троих. 1942 г.

 

Доблестный труд работников Восточно-Сибирской железной дороги был отмечен высокими правительственными наградами: машинисту Николаю Соседенко была вручена высшая награда – орден Ленина. Кавалером ордена Трудового Красного Знамени стал мастер цеха подъемки Николай Маяков. Неоднократно в годы войны депо Улан-Удэ завоевывало первые места во Всесоюзном социалистическом соревновании железнодорожников, получало переходящие Красные знамена и премии НКПС, ВЦСПС, ВСЖД. Комплексные бригады Герцога и Мамылина завоевали звание «Лучшие комплексные бригады СССР».

На фронты Великой Отечественной войны было призвано более 400 машинистов, помощников, ремонтников  Улан-Удэнского депо. Более 300 человек были награждены боевыми наградами и медалями. Кавалером ордена Красного Знамени и Красной Звезды стал помощник машиниста Петр Пушечкин, двух орденов Красной Звезды удостоены машинисты Иван Сафронов и Владимир Дудин, орденов Красной Звезды и Славы III cтепени – помощник машиниста Юрий Ковриго. Каждый четвертый деповчанин, ушедший на фронт, не вернулся с полей сражений. В сквере около Музея  боевой и трудовой славы депо открыт памятник-обелиск.

В Бурятии немалая роль в обеспечении своевременной перевозки народнохозяйственных и оборонных грузов принадлежала Селенгинскому и Байкальскому пароходствам, которые с честью справились с ответственными задачами увеличивающегося грузооборота советско-монгольской торговли, обеспечения крупного промышленного узла, г. Улан-Удэ, топливом, по доставке зерновых культур и овощей из глубинных районов республики.