Главная

Введение

Улан-Удэ в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Промышленность

Транспорт

Эвакогоспитали

Медицинские работники эвакогоспиталей

Наука. Образование

Культура и искусство

Писатели - участники  Великой Отечественной войны

Всенародная помощь фронту

Дети войны Республики Бурятия

Участники Великой Отечественной войны

Воины Бурятии - Герои Советского Союза

Воины Бурятии - полные кавалеры ордена Славы

Воины Бурятии - жители города Улан-Удэ

Воины Бурятии - участники Парадов Победы в Москве

Памятники

Библиография

Боевой путь 321-й сибирской дивизии (фотоальбом Дугарон С.М.)

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

С первых дней войны началась перестройка управления, всех сторон экономической и общественно-политической жизни в соответствии с требованиями военного времени, перевод многих предприятий на производство военной продукции. Переводилась на военный лад работа местной промышленности, получившей заказы Наркомата обороны. Швейные, кожевенно-меховые и обувные предприятия Улан-Удэ перешли на изготовление обмундирования для Красной Армии: нательного белья, шинелей, стеганок, полушубков, шапок, рукавиц, валенок, ботинок и т.п. Кроме того, местная промышленность поставляла тесьму, материал для авиационного завода № 99. Военные заказы выполняли ряд предприятий пищевой промышленности. Сухари, галеты, печенье, различные пищевые концентраты, пельмени и другие изделия отправлялись из Бурятии большими партиями на фронт. Около 80% предприятий местной промышленности  перешли на изготовление военной продукции. Легкая местная и кооперативная промышленность стала производить снаряжение, воинский инструмент, тару, гранаты, лыжи и т.д. Одновременно с перестройкой предприятий на выпуск продукции для фронта велась работа по приему и размещению перебазированного из западных районов страны промышленного оборудования. Из 1523 предприятий, перебазированных в июле-ноябре 1941 г. на восток, 78 прибыли в Восточную Сибирь, в т.ч. в Улан-Удэ.

 

Улан-Удэнский паровозовагонный завод

В июле 1932 г. началось строительство Верхнеудинского паровозовагоноремонтного завода. Руководил работами Сергей Михайлович Иванов. 23 августа был заложен фундамент первого цеха – ремонтно-механического.

1 июня 1934 г. на заводе был отремонтирован первый паровоз – Ел-0524. Вместе с заводом были построены водозаборные сооружения, что стало началом развития водопроводной системы г. Улан-Удэ.

В 1934 г. в связи со сменой названия города, завод переименовался в Улан-Удэнский паровозоремонтный (УУ ПРЗ).

Завод неоднократно менял название. В 1945-1948 гг. именовался паровозостроительным, затем до 1962 г. вновь паровозовагоноремонтным. С 1962 г. – Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод. С конца 1990-х годов входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги.

На Улан-Удэнском ПВРЗ в первые дни войны налажено выполнение фронтовых заказов. По решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) был организован выпуск трех видов оборонной продукции: снарядов, мин и минометов. На ПВРЗ были эвакуированы оборудование Острогожского вагоноремонтного завода НКПС, литейно-механического цеха Люблинского завода, на основе которых были созданы номерные цеха, выпускавшие спецпродукцию. Заместителем начальника завода по спецпродукции был назначен начальник сталелитейного цеха В.Е Мозговой. За короткий срок на заводе было создано несколько новых цехов.

В 1941 г. на завод была эвакуирована часть производственной базы и недостроенные локомотивы паровозных отделов Ворошиловоградского и Харьковского паровозостроительных заводов. За короткое время был освоен выпуск новых грузовых вагонов, авиаремонтных, санитарных поездов, бронеплощадок.

Особенно большое значение имел цех №3, продукция которого поступала непосредственно на фронт. За 2 месяца войны завод в 2,5 раза увеличил выпуск спецпродукции.

В 1942 г. две трети всей продукции завода составляла военная продукция. Боеприпасов и вооружения было выпущено более чем на 60 млн. руб., вагонов специального назначения для нужд действующей армии – на 4,5 млн. руб. В феврале 1942 г. на заводе было 6 «фронтовых бригад», а к осени 1944 г. уже боле 50.

О развитии рационализации и изобретательства в Бурятии можно судить по Улан-Удэнскому паровозовагонному заводу. Если в 1942 г. экономический эффект от рационализации составил 1101 тыс. руб., то в 1943 – 2349, в 1944 – 1028, а в 1945 г. – 1827 тыс. руб. Рационализаторы экономили не только средства, но и ценное сырье, металл, электроэнергию, топливо и т.д. Так, строгальщик Улан-Удэнского паровозосборочного цеха А.Б. Холецкий предложил без ущерба для качества уменьшить припуск буксовых подшипников, что дало возможность сэкономить 1365 кг бронзы в год.

Более 4500 рабочих ПВРЗ ушли на фронт, 424 человека отдали свои жизни за Родину. Два заводчанина, удостоенные звания Героя Советского Союза – Сергей Орешков и Изот Вакарин – особая гордость предприятия, Бурятии и всей страны.

В 1943 г. за доблестный труд заводу пришла правительственная телеграмма И.В. Сталина со словами благодарности. Подлинник ее сейчас хранится в музее.

Всего коллективу за годы войны пять раз присуждалось переходящее Красное знамя, в том числе 3 раза знамёна Государственного комитета обороны. В сентябре 1945 г. за вклад в победу ПВЗ вручено на вечное хранение Красное Знамя ГКО.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля1948 г. завод был награждён орденом Ленина.

 

Улан-Удэнский авиационный завод

Улан-Удэнский авиационный завод, ведет свою историю с 1939 г. 26 мая 1936 г. было принято Постановление Совета труда и обороны СССР № 128 о строительстве двух авиаремонтных заводов в Улан-Удэ и г. Арсеньев. Завод в Улан-Удэ получил номер №99. 4 декабря 1936 г. Совет труда и обороны СССР определил площадку для строительства завода в районе улуса Шенестуй, на берегу реки Уда. Образован он был вначале как филиал иркутского авиационного завода. В июле 1939 г. сдана в эксплуатацию первая очередь завода. Завод начал с ремонта истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ.

С 1942 г. он становится самостоятельным авиастроительным заводом №99. На предприятии действовали цехи: дюралевый, слесарно-сварочный, бако-медницкий, цех нормалей, механический цех, деревообрабатывающий, крыльевой, центропланный, фюзеляжный, малярный, сборочный, ЛИС. В ноябре 1941 г. приказом наркома авиационной промышленности А.М. Шахурина директором был назначен С.И. Прокопьев, на долю которого пришёлся весь военный период работы на заводе.

Во время Второй мировой войны на заводе было организовано производство фюзеляжей и оперения самолетов Пе-2, а с 1943 года приступили к выпуску истребителей Ла-5 (по 1946 г.). Позже со стапелей начали сходить истребители Ла-7, а с 1946 года и истребители Ла-9. С осени 1941 г. по июль 1942-го для сборки на Иркутском авиазаводе бурятские специалисты передали 699 агрегатов для Пе-2.

Во исполнение Постановления Государственного Комитета Обороны за №2209сс от 24 августа 1942 г., приказом Народного Комиссара Авиационной промышленности №652сс от 25 августа 1942 г. завод преобразован из филиала завода №39 в самостоятельный самолетостроительный завод №99. Заводу было предложено организовать выпуск истребителей Ла-5 разработки ОКБ С.А Лавочкина с мотором воздушного охлаждения М-82 конструкции А.Д. Швецова.

С 1943 г. завод приступает к полноценному выпуску самолетов. Во время войны это были модели ОКБ Лавочкина: истребители Ла-5 и Ла-7. В тяжелейших условиях войны и периферийного расположения завод смог организовать сложнейшее производство. Эти простые в использовании и живучие машины стали основной ударной силой фронтовых ВВС.

В тяжелых условиях военного времени, большой отдаленности от конструкторских бюро, источников материально-технического снабжения, завод в короткий срок полностью освоил изготовление деталей, сборку и летные испытания боевого самолета. Профессия авиастроителя заставляет обостренно чувствовать время. Конструктор С.А. Лавочкин так выразил это: «Скорей – это наш закон. К нам, конструкторам и авиастроителям, никак неприменима эта ходячая мудрость: «Лучше поздно, чем никогда» Для нас поздно – хуже, чем никогда. Самолет, который опоздал, который вылетал в небо позже, чем ему было положено, похож на бойца, явившегося на поле брани в облачении воина прошлых лет: оно устарело, оно неудобно, и главное – враги и конкуренты нашли его уязвимые места».

С 28 июня 1941 г. сначала отдельные цеха, а затем все остальные стали переходить на сверхурочные работы. 10 августа выходной день по просьбе трудящихся был объявлен рабочим, а весь заработок за этот день отчислили в фонд обороны.

Не хватало инструмента, дефицитом были молотки, напильники. Смены трудились с 8 утра до 8 вечера. Многие сутками не выходили из цехов. Труженики тыла вспоминают, как шла перестройка работы на военные рельсы. Люди крепили завод, завод растил их. Из воспоминаний Василия Васильевича Басова, мастера экспериментального технологического цеха: «Пришло известие о начале войны. Утром на заводе был митинг, на котором решили работать лишний час – фронту нужна была техника. Многие уходили на фронт, их заменяли подростки и женщины. Неделями не выходили с завода, ели и спали в цехе. Дали мне группу подростков 15-16 лет из детского дома. Пришлось и работать, и их воспитывать…

С полной отдачей, без скидок на возраст трудились четырнадцатилетние подростки - фрезеровщик Н. Молодых (начальник цеха Асеев), Н. Смирнягин (начальник цеха И.Ф. Кашмалкин), не отставая от взрослых. Если кто и уходил домой, то не раньше 1-2 ночи. Наравне со взрослыми работали подростки, которых с болью называли «высшей школой доходяг». К стапелям и станкам, вместо ушедших на фронт вставали женщины и подростки: Н. Баторов, А. Асеева, В. Вахрушев, А. Голов, И. Гумниц, Л. Шкляр, А. Чесноков, Б. Лавров, П. Бурякова, К. Ковалева, И.П. Шалаев и многие другие.

Директор завода С.И. Прокопьев всячески поддерживал их. Остро стояла проблема голода, которую не могли решить ни рыболовецкие бригады, ни подсобное хозяйство. В столовой готовили только бульон, уху из сорожки и галушки из черной и белой муки, нередко пополам с отрубями (тогда их называли галушки бритые небритые)».

В годы Великой Отечественной войны учащиеся, преподаватели ремесленного училища №1, мастера производственного обучения (где с 1940 г. готовили для авиазавода токарей, фрезеровщиков, слесарей, мотористов, электромонтеров, слесарей-сборщиков самолетов) работали по две смены на авиазаводе, на заготовке леса, чтобы зарабатывать деньги на строительство самолета для фронта. Учащиеся с успехом выполняли оборонные заказы на 150%.

В 1942 г. на заводе были сформированы женские курсы по подготовке стрелков, командиром взвода был назначен В.Г. Мокрецов. 43 года спустя, в 1985 г. встретились бывшие курсанты А.И. Запрудская, А.В. Кузьмина, Н.Е. Мешкова, Т.М. Федорова, командир взвода В.Г. Мокрецов и А.Е. Трухин.

В годы Великой Отечественной войны в Бурятской АССР, как и по всей стране, шел интенсивный процесс омоложения кадров рабочего класса. Ежегодно в промышленность, на строительство и на транспорт приходили сотни молодых рабочих. На большинстве предприятий республики удельный вес их в годы войны колебался от 50 до 87%. На паровозовагонном заводе молодежь составляла 60%, на мясокомбинате — 75, на авиационном заводе - 80%.

В феврале 1942 г. в республике была создана первая фронтовая комсомольско-молодежная бригада. Ее организатором явился комсомолец И.Гордеев из цеха подъемки депо станции Улан-Удэ. На 1 января 1945 г. в республике работали 348 комсомольско-молодежных бригад, 241 было присвоено звание фронтовой. К концу войны число комсомольско-молодежных бригад Бурятии достигло 370, из них около 250 были фронтовыми. Комсомольско-молодежные и фронтовые бригады широко использовали передовые методы работы, рационализировали трудовые процессы, неустанно боролись за соблюдение режима экономии во всем, что позволяло им добиваться замечательных производственных показателей.

Так, комсомолец С. Козырев с авиационного завода предложил заменить при обработке узлов воздушную дрель электрической, что увеличило производительность труда в 2 раза.

Лучшие фронтовые бригады возглавляли Анатолий Моисеенко, Григорий Округин, Василий Рябенко, награжденный орденом Отечественной войны. Комсомольско-молодежная бригада Фирсенко из пяти человек перешла на многостаночное обслуживание. Каждый ее член работал на 2-3 станках и выполнял месячное задание на 300-400 %. Хорошо была поставлена подготовка молодых рабочих на заводе, где за годы войны прошли обучение в стахановских школах, кружках техминимума более 3 тыс. человек. Средний разряд молодых рабочих повысился с 3-его на 4-ый, а по фронтовым бригадам – до 5-ого. Гремела комсомольско-молодежная бригада цеха 10.

Вспоминает об этом времени один из членов комсомольско-молодежной бригады Мамаюсуп Ишназаров: «В июле 1941 г. после окончания ташкенского ФЗО нас привезли на завод в Улан-Удэ, и уже на следующий день мы вышли на работу. Моими первыми учителями были Михаил Дегтярев, Александр Шестаков, а первыми начальниками цеха – Иван Степанович Медведев, Серафим Иванович Исаев. Тогда нам было от 12 до 17 лет. Мы знали одно: надо дать фронту как можно больше самолетов. Первый год войны работали по 10-12 часов до поздней ночи и еще строили аэродром. Не было ни выходных, ни праздников. Работали за двоих, за троих, многим подросткам, чтобы дотянуться до тисков, подставляли ящики… Наша фронтовая комсомольско-молодежная бригада под руководством Анатолия Моисеенко была одной из лучших не только на заводе, но и по району, удерживали Красное знамя завода и района по два-три месяца. В нашем цехе была еще одна комсомольско-молодежная бригада – женская, которой руководила Н. Игнатьева».

В состав фронтовой комсомольско-молодежной бригады цеха 1 авиазавода входили А. Перевалова, А. Седунова, А. Плисовская, Н. Игнатьева, Л. Щербаков, А. Гребенщикова, М. Васильева, А. Шелковникова, А. Намбарова, В. Плисовская, А. Ускова, Н. Гаськов, Ф. Перелыгин (1943 г.). Отличительными чертами бригады были быстрота, четкость, слаженность в труде, работа с максимальным напряжением сил.

Переходящее Красное знамя получил и коллектив сборочного цеха. На своих рабочих местах ковали победу в тылу С.С. Беляев, Е.Н. Шимохин, А.К. Иванов, Н.П. Гетманцева, М.И. Селяев, Б.М. Семенов (цех 2), Е.Е. Баландина, Ю.М. Арзамасцев, А.И. Бабинцева, А.А. Богоманшин, Е.К. Денисюк, И.К. Мальцев, В.Г. Смолин, Н.П. Суходольская, В.А. Щербаков, С.А. Передерко и многие другие.

Рабочие цеха 16 М.Е. Дегтярев, А.В. Чечко, В.И. Ераткин, Н.С. Федоров, А.С. Игнатов давали путевки в небо авиационной технике, на которой наши отцы, братья беспощадно били врага. С 1941 г. трудились А.М. Смоленцев, Д-Д.Ц. Цыбиков, Н.И. Барановский, М.Ф. Дулин, В.В. Лазарев, В.А. Васильченко, Д.И. Гурьянов, Б.И. Медведев, И.А. Анохин, И.М. Улицкий, И.М. Казаков (цех 1).

С февраля 1943 г. завод приступил к серийному выпуску самолета Ла-5 типа 37. Ла-5 – впервые появился в небе в разгар Сталинградской битвы – осенью 1942 г. Высокие боевые качества одного из самых массовых истребителей минувшей войны, вскоре были замечены всеми летчиками. Летчики трижды Герои Советского Союза И.И. Кожедуб и А.И. Покрышкин, дали им высокую оценку, эти самолеты стали главной ударной силой ВВС СССР. Вместе с налаживанием и проведением работ по серийному выпуску самолета ЛА-5 на втором году войны завод продолжал изготовлять агрегаты для самолета ПЕ-2. В 1942 г. было поставлено 534 комплекта, что в 3,2 раза больше, чем в 1941 г. На фронт из Улан-Удэ шли Ла-5 до июля 1944 г. Характерной особенностью Ла-5 было широкое применение материала дельта-древесины, представляющего собой тонкие слои дерева, склеенные друг с другом специальным клеем. Это давало гладкую поверхность, что уменьшало лобовое сопротивление, вызванное трением о воздух. Кроме того, такая жесткая внешняя обшивка была менее чувствительна при прострелах крыла и фюзеляжа снарядами в воздушном бое.

Вопросы, которые нужно было решать, были непростые: подготовка кадров, изготовление оснастки, организация транспорта для перевозки рабочих, материальное снабжение, общежития, питание, обеспечение магазинов и другие бытовые вопросы, а также строительство взлетной полосы, реконструкция цехов. Был создан отдел эксплуатации и ремонта в 1943 г. для доводки и устранения конструктивно-производственных недостатков в условиях эксплуатации самолетов Ла-5. Возглавил службу В.И. Соколов и первыми ЭРОвцами были Мартынов, А. Шумилкин, Вознесенский, которые с сухим пайком и деталями для доработки за плечами, в товарных теплушках и тамбурах вагонов добирались до места базирования самолетов.

Коллектив завода продолжал борьбу за выполнение заданного ему плана, одновременно расширяя свои производственные возможности. К концу 1942 г. размер производственных площадей достиг 35663 кв. метров, число единиц металлообрабатывающего оборудования достигло 500. В условиях суровой зимы в течение месяца была построена взлетная полоса аэродрома размером 80х1200 метров. В первый период освоения машины большую помощь оказал коллектив родственного завода №21. Была послана на наш завод большая группа квалифицированных рабочих, мастеров, технологов и конструкторов, а также образцы деталей и агрегатов изделий. Как вспоминает Павел Дергунов, который тогда был зам. директора по коммерческой части (снабжение, финансы, сбыт), ведущим заводом стало предприятие в Горьком, где руководителем был Сергей Иванович Агаджанов. С этого предприятия нам разрешили поставку 5 самолетов россыпью, чтобы на них обучить коллектив сборке. Проблемой для завода был получение виабруса, планки. Хотя их производством занимались предприятия республики, задержки были. Иногда держало поступление готовых изделий для комплектации, но представители в Москве – Б.Л. Непомнящий М.П. Бурчатский – старались, они даже использовали для доставки пассажирские поезда. «Был и неприятный случай, когда горьковский завод задержал подачу 5 самолетов, мне пришлось вылететь на завод и встретиться с зам. Наркома авиапромышленности П.В. Дементьевым. При встрече на заводе с главным конструктором самолета Семеном Алексеевичем Лавочкиным я был рад тому, как хорошо он воспринял, что в бурятской республике есть завод, который начинает производство его самолета. Он передал самые теплые, сердечные поздравления руководству и коллективу завода», – вспоминает П. Дергунов.

Самолет стал центральным звеном в сплочении коллектива. На каждом участке работали с одной мыслью, что скоро станут свидетелями подъема самолета с бурятской земли. На заводе в группе военпреда появились летчики-испытатели, первым из которых был Михаил Иванов.

Одним из узких мест на заводе был цех нормалей, которым руководил С. Кузнецов. Цех был сложным, не хватало мощностей. Директор завода попросил работников планового отдела разобраться с цехом, помочь рассортировать полученный задел нормалей. Они согласились заниматься этим во вторую смену. Разделили номенклатуру цеха на две части: первую, менее трудоемкую, запускали сразу на 3-5 серий, а более трудоемкую, которой идет на самолет меньше, чем первой, запускали только на текущую серию. Результат оказался положительным – цех стал справляться с планом. Руководство завода приняло решение: пока сборочный цех осваивает сборку самолетов, прибывших россыпью, заготовительные цехи должны готовить задел по графику изготовления собственных деталей, узлов. Задача была выполнена. В этой работе отличились начальник производства Н.В. Бегма и его заместитель Г.Л. Гнесин, начальник СКО А.Н. Семенов, начальники цехов Н.Г. Сопрыкин, Дудченко, заместитель начальника цеха Н.М. Исаев, начальник отделения Воронин, начальники цехов И.С. Безюк, С.И. Кузнецов, О.Х. Ривин, главный технолог А. Меркин и др.

Выпуск самолетов Ла-5 продолжался до июля 1944 г., за указанный период завод передал ВВС Советской армии 283 машины. Летом 1944 г. завод перешел на организацию серийного производства Ла-7, более скоростного и совершенного истребителя. Ведь если Ла-5 делался преимущественно из материала дельта-древесины, то на Ла-7 появились цельнометаллические части, была улучшена аэродинамика, усовершенствованы отдельные узлы и детали самолета. Он отличался облегченной конструкцией (металлические лонжероны), усиленным вооружением. По скоростным качествам Ла-7 существенно превзошел Ла-5.

24 февраля 1945 г. под Одером летчик-истребитель И.Н. Кожедуб, будущий трижды Герой Советского Союза, впервые на ЛА-7 сбил немецкий самолет «Мессершмитт-262». В годы войны на истребители ЛА-7 летали летчики – дважды Герои Советского Союза Г.А. Речкалов, Д.Б. Глинка, Султан Амет-хан. «На Ла-7 я не боялся вступать в бой с любым количеством немецких машин. Он (самолет), казалось, сам понимал, что нужно делать в бою, куда лететь, в кого стрелять. А уж сколько раз он меня спасал в самых безвыходных ситуациях. Каждый раз, приходя утром на аэродром, я вытягивался по стойке смирно и отдавал честь своему Ла-7, так, словно отдавал бы ее самому Семену Алексеевичу Лавочкину..." – писал в своих воспоминаниях лучший советский ас Иван Кожедуб.

На «Лавочкине» воевал другой советский ас - Кирилл Евстигнеев, сбивший 56 самолетов противника и закончивший войну дважды Героем Советского Союза. Высокие боевые качества этого истребителя минувшей войны отмечены также в воспоминаниях летчиков: трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, а также Героя Советского Союза А.Н. Маресьева.

Ла-5 и Ла-7 были одними из самых надежных и массовых самолетов второй мировой войны: из 54 тыс. истребителей, произведенных во время Великой Отечественной войны, около 21 тысячи имели индекс "Ла".

В июле 1944 г. была получена директива о прекращении изготовления самолета ЛА-5 и запуск в серийное производство машины типа № 45, названной Ла-7, в дальнейшем модернизированной модели с улучшенными летно-техническими данными. Завод осуществил этот переход, и выпуск самолетов Ла-7 продолжался до марта 1946 г., за указанный период сдано частям ВВС Советской Армии 249 машин. За период выпуска самолетов Ла-5, Ла-7, директором завода был Прокопьев С.И., главными инженерами Кучур В.А., Царик И.А.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Постановлением Государственного Комитета Обороны от 6 июня 1945 г. №8934сс и приказом Народного Комиссара авиационной промышленности №251сс от 15 июня 1945 г. о сокращении плана производства самолетов, на освобождающихся мощностях завода организовано производство изделий народного потребления. Заводчане мечтали о выпуске мирной продукции. В 1944 г. группа работников конструкторского отдела – П.И. Катков, В.П. Кириллов, М.И. Воронцов, Н.А. Башкирцев, А.А. Новопашин, В.Е. Коваленко под руководством главного инженера Н.А. Царика – разработала эскизный проект пассажирского самолета, но в условиях военного времени работы были прекращены.

Вспоминают труженики тыла…

Н.И. Ристолайнен: «В ноябре 1941 г. в 14 лет я впервые перешагнула проходную нашего авиационного завода. В условиях военного времени трудоемкие технологические операции выполняли старшие (в основном, это была молодежь от 16-18 лет), а 14-летние подростки были заняты на подручной работе. Для склеивания узлов самолета Ла-5 из дельта-древесины изготавливался специальный клей (ВИАЛС-Б-3), разъедающий тело и руки. Нам выдавали спецодежду, в том числе на деревянной подошве ботинки, в которых и ходить-то было тяжело, а уж тем более работать в течение 10-12 часов…

Зачастую работали впроголодь: нередко по неосторожности теряли хлебную карточку… Тем, кто недоедал длительное время, выдавали дополнительный паек – тарелку овсяной каши. Каждый выживал, как мог. В трудную минуту спасала крепкая дружба тех, кто стоял рядом с тобой на рабочих местах. Преодолевать слабость помогало также осознание того, что твой труд нужен фронту, который без тыла не сможет достичь Победы. Работали день и ночь, порой отдыхать приходилось всего 2-3 часа в сутки. Почти ежедневно в ночную смену цеха посещал директор завода С.И. Прокопьев. Он беседовал с рабочими и часто вручал мастерам талоны на дополнительное питание на коллектив – несколько порций овсяного супа или галушек. Времена были голодные…»

А вот как труженица тыла Евгения Ивановна Табоякова вспоминает свою работу инженера-технолога в конце войны: «В мае 1944 г. нас, трех выпускниц Саратовского авиационного техникума, направили работать на Улан-Удэнский авиационный завод. В отделе кадров нас принял помощник директора по кадрам Рыжков и начальник отдела кадров Александр Кузубо. Сразу выдали продовольственные карточки, устроили в общежитие. Да еще и одели: мы получили валенки, юбки, куртки из искусственного меха. Моих подруг направили работать в цех агрегатной сборки, ну, а меня - в отдел 2.

Технологическую службу возглавлял главный технолог завода москвич Георгий Александрович Мерекин. Это был интеллигент, эрудированный специалист московской школы. Велась подготовка к запускам самолетов ЛА-5, ЛА-7, ЛА-9. Этим процессом руководил Г.А. Мерекин и начальник отдела 2 Георгий Васильевич Заикин. Начальником бюро технологического планирования (БТП) был Александр Никифорович Лукашевич. Меня и определили в это бюро. В группе работал один техник – Коля Вьялков. В бюро нормирования материалов (БНМ) работали начальник Ольга Леонидовна Гонина и два технолога. В состав отдела входили ведущие технологи: по сборке – С.В. Поспехов, по сварке – Г. Фирсов, по механическим цехам – А. Холмо, по покрытиям – Л.Н. Амельянчик».

В годы войны, как вспоминает ответственный секретарь газеты «Сигнал» Б.Б. Файбушевич, которая до 1947 г. жила в центре города вблизи реки Селенга за три квартала позади Главпочтампа, до работы добиралась пешком. Заводской поезд (2 вагона) ходил от Площадки до ПВЗ и делал три рейса в день: в 6 часов, в полдень и 18 часов. Поэтому часто были вынуждены добираться «на своих двоих», а после конференций и собраний возвращались домой глубокой ночью или даже к утру. «Бывало, придешь к утру домой, умоешься, вскипятишь чай и обратно на завод. Часто приходилось ночевать в редакции», вспоминает Бэлла Бенциановна. Несмотря на трудное время, Бурятское издательство (директор И.И. Прохоров) снабжало редакцию бумагой без перебоев и в полном объеме. Однако сложно было доставлять ее на завод со склада на ул. Ленина. Получение бумаги оформляли с 9 часов утра, а поезд уходил на завод в 6.30. Причем до ПВЗ надо было еще добираться пешком. Обычно бумага доставлялась на легковой машине парткома, которая обслуживала работников парткома, завкома профсоюза и комитета ВЛКСМ, поэтому зачастую была занята, и нередко была на ремонте. Это заставляло нести бумагу пешком. 7 кг бумаги нарезали форматом в печатный лист газеты, сгибать и перевязывать ее было нельзя: измятые края делали бумагу непригодной для печатной машины. В пути практически невозможно было отдохнуть: не положишь ношу, да и время подпирало… Таковы факты жизни поколения военного времени.

За период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с завода №99 (ныне Улан-Удэнский авиационный завод) было призвано на действительную военную службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) или мобилизованы как военнообязанные 1084 работника (самым старшим из них было 47 лет), 65 девушек, многие из которых пошли служить добровольно по всенародному призыву «Родина-мать зовет». Среди первых заводчан, получивших повестки, были Дамба Ягодуров и Михаил Загвозкин.

191 из них навечно остались на полях сражений, положив свою жизнь на алтарь Победы. Остаются неизвестными судьбы 49 заводчан. Ушли служить в РККА 29 коммунистов, 141 комсомолец. В память о них установлен обелиск, возле которого ежегодно с 30-летия Победы загорается огонь памяти. Заводскому парку культуры и отдыха присвоено имя Героя Советского Союза сапера, гвардии капитана Д. Ж. Жанаева, бывшего начальника электроцеха завода.

День Победы стал всенародным праздником. Вот как об этом говорит в своем «Воспоминании о 9 мая 1945 года» Владимир Брельгин, который в годы войны работал на заводе:

«Победа! Победа!

На митинг у клуба

Спешит оживленно рабочий народ.

Смореть на людей и приятно и любо:

Кто пляшет, смеется, кто песни поет.

И слезы о тех, кто навеки остался

В далеких могилах под красной звездой.

Кто честно, отважно с фашизмом сражался,

Кто в памяти вдов и невест – молодой.

Директора дружно с «ура» мы качали

И раненых, с фронта пришедших солдат.

И лица усталые словно сияли,

Был каждый и счастлив, и рад.

И были в тот день мы как сестры и братья,

Мы были одна трудовая семья.

И крепко друг друга сжимали в объятьях

И солнце сияло, и пела земля…

Мы помним какою громадной ценою

Досталась Победа народу тогда.

Ковалась она всей великой страною,

И праздником день этот будет всегда».

А таким запомнился праздник ветерану трудового фронта А.А. Новопашину: «…Эти 1418 дней и ночей мы трудились, не считаясь со временем. 9 мая 1945 г. как обычно, пришли на завод. Возле проходной собрались вновь. На временной трибуне представители объема партии, дирекция, парторг, передовые рабочие. Объявляют: Германия капитулировала. 9 мая 1945 г. объявляется всенародным праздником. Кто плакал, кто смеялся, сквозь слезы».

Из воспоминаний В. Корытова: «День Победы встретили всеобщим ликованием. Всем рабочим был предоставлен недельный отпуск. В день подписания капитуляции фашистских войск стояла теплая, солнечная погода. Было такое чувство, что природа разделяет с нами радость. Многие вышли на улицу, кто-то плакал от счастья, кто-то скорбел о погибших, а кто пел от избытка чувств. Была организована торговля хлебом (без карточек. Для справки: по карточной системе жили еще в 1946-47 гг. Тем, кто работал, на сутки получал 800 г хлеба, служащие – 500 г, иждивенцы – 400 г)…Поселок авиастроителей – несколько двухэтажных домов по улицам Хоринская, Краснодонская и Пролетарская, небольшой поселок индивидуальных домов и украшение Загорска – кирпичный дом № 83 (ныне Столичная-1) – гудел от веселья днем и ночью. Но на улицах было спокойно…»

 

Улан-Удэнский мясокомбинат

16 января 1932 г. Всесоюзным объединением государственной мясной промышленности («Союзмясо») было утверждено проектное задание по строительству Улан-Удэнского мясоконсервного комбината. Самое активное участие в выборе площадки для строительства, подборе квалифицированных кадров для руководства стройкой осуществлял Нарком пищевой промышленности СССР А.И. Микоян. Руководителем стройки был назначен Н.А. Алексеев, главным инженером – С.М. Кузнецов. Станки и оборудование поставляли районы страны и крупные города – Москва, Ленинград и др. Местные ресурсы для стройки: круглый лес, кирпич, строительные котлы, инструменты.

1935 год. Сдан в эксплуатацию холодильник емкостью на 800 тонн единовременного хранения, 200 тонн охлаждения, 30 тонн заморозки. Созданы условия для забоя скота в теплое время года, длительного хранения мяса и мясопродуктов.

1936 год. Сдан в эксплуатацию комплекс холодильно-колбасного корпуса. Начато производство первой продукции - колбасных изделий и мяса. Впервые в Бурятии в цехах мясокомбината внедрена и организована прогрессивная поточно-конвейерная система производства.

Строительство стало ударной стройкой, и уже 14 октября 1937 г. Государственной комиссией принят и сдан в эксплуатацию новый механизированный мясокомбинат – первенец мясной индустрии на Востоке страны.

Сдан в эксплуатацию убойно-утилизационный корпус, включающий убойный, кишечный, жировые цеха, кожевенно-посолочное отделение, цех по переработке рогов и копыт. Производственная мощность: 250 голов крупного рогатого скота, 200 голов свиней, 1000 голов мелкого скота в смену. Введены в эксплуатацию вспомогательные службы и цеха (предубойная база, теплоцех, механические мастерские), задействованы система водопровода и канализации, сети подъездных железнодорожных путей к холодильнику.

1939 год. Организовано ФЗУ, где подготовлено 7400 высококвалифицированных специалистов.

1940 год. Построен и сдан в эксплуатацию консервный завод. Выпущена первая консервная продукция.

В годы войны Улан-Удэнский мясокомбинат проводил на фронт 500 своих работников, не вернулось 96 человек. Улан-Удэнский мясоконсервный комбинат занимал 3-е место среди мясокомбинатов страны по объему валовой продукции. Здесь производились не только продукты питания, но и до 50 наименований медицинской продукции. За годы войны комбинат, несмотря на большие трудности, увеличил объем производства на 82 % по сравнению с довоенным 1940 г., дал фронту 18 575 вагонов высококачественной мясной продукции.

Были открыты цех по пошиву полушубков и меховых рукавиц, валяльная мастерская. Овчина, полученная от забоя мелкого скота, служила основным сырьем, а для их обработки на предприятии в короткий срок был открыт специальный цех. Мясокомбинат организовал выпуск сухого спирта. 14 сентября 1941 г. коллектив Улан-Удэнского мясокомбината обратился с призывом ко всем работникам, ИТР и служащим промышленности и транспорта, ко всем колхозникам Бурятии начать предоктябрьское соцсоревнование, чтобы отметить XXIV годовщину Октябрьской революции новыми трудовыми достижениями, отдать все силы и знания на укрепление оборонной мощи страны, для ускорения разгрома немецкого фашизма.

Бурят-Монгольская правда. - 1941. - 14 сент. - №219.

Читать (PDF)

 

О напряженной работе коллектива Улан-Удэнского мясокомбината рассказывает краткая хроника событий:

 1941 г.

- Коллектив комбината перестраивал производство:

  - заводы и цеха переведены на круглосуточный режим работы;

  - пересмотрен ассортимент продукции;

  - упор делался на увеличение производства консервов, мяса, альбумина, сокращен выпуск колбасных изделий. Расширены площади холодильных камер.

- Создано 26 фронтовых бригад, охватив более половины работающих. По две нормы в смену выдавали бригады консервного завода Е. Домостой, А. Кандабаевой, Н. Мурзиной, Р. Батиной, Е. Филипповой; колбасного – Е. Григорьевой, Е. Казак, Л. Выравщиковой, Е. Хороших; завода первичной переработки скота – А.Ивановой, У. Кучеренко, М. Балаганской, К. Кирилловой и др.

- Ежегодное пополнение квалифицированными специалистами школы ФЗУ.

- Выполнен годовой план по выпуску валовой продукции на 128,9 %, в том числе консервов на 224 %, подъем производительности труда составил 132,3 %.

- Осуществлен вклад личных сбережений – 5,2 млн. руб. на строительство танков и самолетов.

1942 г.

- Созданы цеха: пищевых концентратов, обработки шубной одежды, электролитный цех для производства олова из отходов из жести, мыловарения, по выработке сухого клея.

- Производство обмундирования (полушубки, шапки, меховые рукавицы) и другой продукции для нужд фронта. Выработано 10 млн. штук пуговиц, 1000 пар валенок, 2000 штук войлока, 2000 комплектов шлей и уздечек, 20000 м приводного шнура, 350 тонн хозяйственного мыла и т.д.

1943 г.

- Коллектив награжден переходящим Красным Знаменем ВЦСПС и Наркомата мясной и молочной промышленности СССР и премией 75 000 руб.

- Выполнена годовая программа на 112 % – план перевыполнен на 1500 тонны. На 11 млн. банок консервов и 1000 тонны колбасных изделий произведено больше, чем в 1942 г.

- Осуществлен переход на новую расфасовочную банку по 0,5 кг, что за 10 месяцев позволило дать сверх плана 90 вагонов консервов.

- Организован опорный пункт научно-исследовательского института мясной промышленности по внедрению научно-практических достижений отечественной и иностранной техники в области технологии консервного производства.

1944-1945 гг.

- Освоена высокопроизводительная автоматическая линия «Камерон» производительностью 100 тыс. банок в смену, расширены площади холодильных камер, создан резерв мощностей в котельной.

- Выпущено продукции сверх годового плана на 2 млн. 660 тыс. руб. План по производительности труда выполнен на 117,6 %.

- Коллектив комбината завоевал в 1944 г. Знамя Государственного Комитета Обороны за вклад в дело Победы, и удержал эту почетную награду до конца войны. За период с 1942-1945 гг. коллективу были вручены: Знамя ГКО – 4 раза, Знамя Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов и Министерства Обороны СССР – 14 раз. Решением ВЦСПС и Министерства мясной и молочной промышленности СССР самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих Улан-Удэнского мясоконсервного комбината в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был отмечен высокой наградой: Государственный Комитет Обороны вручил комбинату Красное знамя на постоянное хранение 24 апреля 1946 г. Орденом Ленина награжден директор комбината Иван Максимович Калачев, орденом «Знак Почета» – 5 человек, медалями – 615. Многие получили высшие ведомственные знаки отличия.

Бурят-Монгольская правда. - 1944. - 28 янв. - №19.

Читать (PDF) 

 

Улан-Удэнский механизированный стекольный завод

 

Улан-Удэнский механизированный стекольный завод с первых дней войны освоил новые виды продукции – автомобильное стекло с фацетом, аптечную посуду, фляги для воды из стекла и сложные фасонные шамотные изделия для сталелитейного цеха ПВРЗ. Помимо этого освоили выпуск стекла для шахтерских ламп шахтерам Гусиноозерска, Черемхова и Читы, предметы первой необходимости для населения: ламповые стекла, миски, чайных стаканы, молочные кринки. На освоение выпуска новой продукции взялись опытные мастера-стеклодувы – коммунисты К.К. Брун и К. Рылов. Они организовали выдувание фляг в деревянные формы.

Для развертывающихся военных госпиталей в Иркутске, Улан-Удэ и Чите потребовались утки (мочеприемники), подкладные судна, кровеносные баночки, чашки Петри, колбы и ампулы. С увеличением объема работ коммунист Е.Н. Митрофанова, работавшая в заводоуправлении, бывший мастер-стеклодув, перешла в цех ширпотреба и организовала бригаду стеклодувов. Вместе с ней стеклодувами стали работать Г. Бужина и В. Чишкова.

Среди передовиков шла бригада фуркистов Н. Гуцалова и В. Матвеева. Опытные резчики Д. Яптуев и Д. Хишектуев выполняли норму выработки на 130-150%, а упаковщики Томилов и Данчинов – на 175-235%.

По мере ухода мужчин в Красную Армию их места занимали женщин. Стахановец М.А. Кожевников – водитель автомашины ушел в Красную Армию. Одновременно с ним ушел на фронт слесарь автогаража А.М. Шипицын. Их жены Е.П. Кожевникова и М.Т. Шипицына пошли работать на завод. Один из первых строителей завода И.Т. Серебренников после пуска завода стал резчиком, затем его выдвинули начальником смены резно-упаковочного цеха. Когда он ушел на фронт, его заменила на этом посту Татьяна Серебренникова, работавшая до этого бракером ОТК. В отделе топлива на работах по выгрузке леса, распиловке и колке дров места своих мужей заняли Быстрова, Шестакова, Власова и др.

В годы Великой Отечественной войны 14-15-летние подростки пришли на завод. Так, в 1941 г. устроились на предприятие Эпова Аня, Вертинская Лида, Посельская Маруся. В 1942 г. пришли В. Посельский, В. Яковлев, Н. Суханов, Е. Бурухина, Е. Андреева, Н. Мурашкина, П. Елисеев, А. Сафьянников, Н. Свиязов и др. «Было тяжело, но терпели», – вспоминает В.Г. Никитин. Многие из них по достижении 18 лет уходили в ряды Советской Армии. Так, Сережа Конищев, пришедший работать на завод в 1941 г., уже через год ушел в армию. Он храбро сражался с врагом под Москвой и Ленинградом и отдал свою жизнь в боях за Родину в 1943 г. под Новгородом.

Около 150 молодых рабочих после обучения в школе ФЗО влились в коллектив завода. Старые мастера П.Ф. Аксенович, В.М. Матвеев воспитывали их и передавали им свой опыт и знания. Они же, следуя традициям ветеранов, за короткий срок овладевали специальностями и работали по-стахановски. Среди них Н.И. Байбородина – 17-летняя бортовая. Отработала только в одном машинно-ванном цехе более 30 лет, где стала машинистом ВВС 5-го разряда. В 1971 г. награждена орденом «Знак Почета». Хорошими специалистами показали себя также резчики стекла Н.В. Анохина, П.А. Аксентьева.

На заводском митинге, состоявшемся в январе 1942 г., было решено организовать отправку на фронт посылок с теплой одеждой (полушубки, валенки, рукавицы, белье, носовые платки, а у кого нашлась шерсть, вязали носки и варежки). Например, керамический цех, возглавляемый коммунистом В.Д. Оловниковым, отправил десятки индивидуальных посылок, в каждую из которых вложено: 600 г сухой колбасы, 600 г печенья, одна банка консервов, одна пачка махорки и 0,25 л спирта.

В один из декабрьских дней 1941 г. пришла радостная весть – бойцы Красной Армии, отбросили врага от Москвы. В ознаменование первой победы Красной Армии стеклозаводцы в декабре трудились с особым подъемом и дали стекла, в 1941 г. больше, чем в предвоенном 1940-м, на 582 тыс. кв. метров. Особенно отличились мастера 1-й руки В.М. Матвеев и Н.И. Барышников, резчицы стекла Н. Богатова, О. Тулусоева.

Единственный источник снабжения щелочами – сульфатный завод производительностью 10-12 тонн соды в сутки не мог обеспечить потребности завода. Поэтому завод вынужден были возить мирабилит с озера, сушить, а затем пускать его в работу. Качество стекла ухудшилось, да и сам процесс варки стал более трудным. Ощущался недостаток песка из-за отсутствия транспорта. Из-за нехватки дров не выдерживали температурный режим в стекловаренных печах. По этим причинам в 1942 г. выработка продукции снизилась. Из-за нехватки рабочих при поступлении грузов по железной дороге независимо от времени суток служащие конторы выходили на разгрузку дров и технологического сырья. Тогда бригадирами становились директор завода А.М. Алеханов, гласный инженер Д.А. Ломтев, заместитель директора, А.А. Атриков. После разгрузки возвращались на свои рабочие места.

Начало 1943 г. ознаменовалось победой наших войск под Сталинградом, а лето того же года – на Курской дуге, освобождением левобережья Днепра. Этим районам нужна была помощь в восстановлении разрушенного хозяйства. По указанию главка в 1943 г. главный инженер завода Д.А. Ломтев выехал на Украину для восстановления Лисичанского стекольного завода. Хорошую память оставил он о себе в Улан-Удэ, куда приехал в 1938 г. с Гомельского стекольного завода. В том же 1943 г. директора завода А.М. Алиханова назначили наркомом жилищно-коммунального хозяйства Бурят-Монгольской АССР. Начав трудиться па строительстве завода в 1931 г. в качестве прораба, он вскоре стал начальником отдела капитального строительства. В сентябре 1938 г. был назначен заместителем директора, а в 1940 г. – директором предприятия.

22 декабря 1943 г. решением ВЦСПС и Наркомата строительных материалов Улан-Удэнский мехстеклозавод по итогам работы за ноябрь признан победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании и ему присуждена 3-я премия в сумме 30 тыс. руб. 23 декабря выполнили план года, сверхплановую продукцию зачислили в особый фонд Верховного Главнокомандующего и отгрузили 25 вагонов в освобожденные районы.

На первое место в социалистическом соревновании вышел машинно-ванный цех, выполнивший план года на 142,6 %, а в самом цехе первенствовала бригада В.И. Барышникова. Отлично потрудились отрезчицы Шлыкова, Никулина, отломщица Прудкова, резчицы Семенова, Серебренникова и другие. По результатам работы за декабрь заводу было присуждено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата стройматериалов.

Призыв москвичей и ленинградцев создать народный фонд обороны страны нашел горячий отклик, коллектив завода в то время насчитывал всего 470 человек. В фонд обороны был отчислен однодневный заработок в сумме 15 600 руб. В этот же фонд шли отчисления от воскресников, многие вносили в фонд наличные деньги и облигации. Таким путем было собрано 84 тыс. руб. на строительство танка.

Командование 12-й Гвардейской танковой бригады Белорусского фронта сообщило, что танк, построенный на средства трудящихся завода, передан экипаж старшего лейтенанта орденоносца Сучкова. В этом танке боевой экипаж громил врага в боях за Варшаву, Кенигсберг Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин прислал на имя руководства завода телеграмму, в которой выразил большую благодарность трудящимся завода за сбор средств на постройку вооружения для Советской Армии. Состоялся общезаводской митинг. Выступавшие заявили: «Мы должны работать еще лучше, чтобы оказать еще большую помощь фронту». Воодушевленный благодарностью Главнокомандующего, коллектив завода в январе 1944 г. выполнил государственный план на 111%, за что ему было присуждено переходящее Красное знамя Наркомата обороны СССР и ВЦСПС, а за февраль – Красное знамя Государственного комитета обороны. По результатам работы за апрель в третий раз завоевал переходящее Красное знамя ГКО. 6 апреля 1944 г. состоялось торжественное вручение переходящего Красного знамени ГКО, которое принял директор завода П.И. Некоркин. Победу в Великой Отечественной войне коллектив завода отмстил новыми успехами. Майский план выполнили 25 числа, а до конца месяца справились и с дополнительным заданием Главстекла. В июле Наркоматом стройматериалов и ВЦСПС заводу была присуждена вторая премия по итогам социалистического соревнования. Почетные грамоты Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР и денежные премии были вручены технику А.Л. Никоноровой, механику машинно-ванного цеха А. Бутакову, фуркистам П.Ф. Аксеновичу, В.И. Барышникову, резчице Ф.И. Шитиной, сульфатчице Соломатовой и многим другим.

Многие стеклоделы сражались за Родину на фронтах. В честь одного из воспитанников коллектива, Петра Капитоновича Радикальцева, прошедшего всю войну и вернувшегося полным кавалером орденов Славы, его именем названа одна из улиц п. Стеклозавод.

Бурят-Монгольская правда. - 1941. - 11 июля. - № 161.

Читать (PDF)

Бурят-Монгольская правда. - 1941. - 24 июля. - № 172.

Читать (PDF)

Бурят-Монгольская правда. - 1941. - 26 июля. - № 174.

Читать (PDF)

Бурят-Монгольская правда. - 1941. - 1 авг. - № 179.

Читать (PDF)

Бурят-Монгольская правда. - 1941. - 19 авг. - № 196.

Читать (PDF)

 

Судоремонтный завод. 5 декабря 1924 г. Президиум ЦИК БМАССР вынес решение о создании правления Селенгинского речного пароходства. Для обеспечения межнавигационного ремонта судов в 1929 г. Верхнеудинске были созданы ремонтные мастерские. В 1934 г. мастерские переименованы в судоремонтный завод. В годы Великой Отечественной войны значительная часть кадровых рабочих ушла на фронт, их места заняли женщины и дети. Они ремонтировали действующий речной флот Селенгинского пароходства, выполняли военные заказы. 

 

Улан-Удэнский завод «Механлит» Лесосудомашстроя (ныне ОАО «Электромашина») был основан в 1921 г. В январе 1925 г. "Кузнечно-слесарная мастерская" была передана в распоряжение хозяйственного комиссариата ЦСНХ Бурят-Монгольской  республики, получила новое название "Верхнеудинский механизированный литейный завод" (Механлит), который в марте 1930 г. переехал в новое здание (директор А.М. Макаревич). Завод изготовлял всевозможные детали и части машин, механизмов и оборудования для строящихся заводов и фабрик города. В январе 1940 г. директором стал Леонид Иванович Коновалов. В первый год войны начал выпускать оборонную продукцию - мины "М-50", чертежи мин, взрыватели, взрывной порох и прочее должны были поступить из Москвы. Красноярский судостроительный завод отгрузил специальный аппарат для точечной электросварки и большой пресс. Через десять суток завод приступил к выпуску боевой продукции. К весне 1942 г. выпускалосюь1500 мин в месяц, из месяца в месяц перевыполняя свои обязательства. Включившись во Всесоюзное соревнование предприятий лесной промышленности, коллектив за короткий срок добился высоких показателей. В июне 1942 г. заводу присуждено переходящее Красное знамя имени танковой колонны «Социалистическая Бурят-Монголия». За отличную работу 25 августа 1942 г. Наркомлес СССР присудили заводу вторую премию в сумме 225 тыс. руб., а в октябре коллектив удостоился денежной премии в сумме 300 тыс. руб. и переходящего Красного знамени Наркомлеса СССР и ВЦСПС. Для вручения наград из Москвы приехал начальник главка Б.И. Гарадов. Он привез с собой ящик победита "Альфа", так как не хватало стойких режущих материалов. С тех пор Москва регулярно снабжала завод материалами и сырьем. который Фронтовая  бригада,  которой  руководил мастер Сафронов, не уходила из цеха, пока не выполнит дневного графика. Молодой член  бригады Володя Доржиев ежедневно выполнял свое  задание на 250-300 %. Так трудился коллектив завода, где в большинстве работала молодежь и женщины-домохозяйки.

С ноября 1942 г. завод прекратил выпуск мин "М-50" и начал готовиться к выпуску мин "М-82", получив предписание в ноябре послать на фронт 5 тыс. новых мин. Благодаря упорной работе начальника инструментального цеха Эдуарда Антоновича Гардичука, токаря Николая Семеновича Федорова и слесаря Василия Ивановича Колбина завод успешно справился с заданием. Кроме того завод подготовил документацию мин "М-120" и передал их другому предприятию для производства. За успешное выполнение плана производства мин директор завода Л.И. Коновалов, секретарь парторганизации И.П. Петенко, мастер литейного цеха Д.Н. Давыдов, заливщик Е.Р. Архипов, стерженщица Е.И. Демидова были награждены орденами и медалями СССР. За опытом на завод приезжали из Читы и Иркутска. С конца 1944 г. завод прекратил выпуск боевых мин и перешел на производство товаров широкого потребления, с начала 1945 г. приступил к ремонту автомашин для лесной промыщленности.

Бурят-Монгольская правда. - 1942. - 22 авг. - № 199.

Читать (PDF)