НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ
С началом войны перед
научными организациями республики, предприятиями
промышленности и транспорта встали важные задачи
по рациональному использованию всех местных
экономических ресурсов. Важную роль в дальнейшем
развитии экономики Бурятии сыграла первая
научная конференция по изучению и освоению
экономических ресурсов, созванная правительством
республики в декабре 1942 г. в Улан-Удэ. В ней
приняли участие представители Академии наук
СССР, в том числе известный байкаловед директор
Байкальской лимнологической станции профессор
Г.Ю. Верещагин, ученые Томска и Иркутска.
На научной конференции с
докладом «Экономические ресурсы Бурят-Монголии и
задачи их освоения в условиях Отечественной
войны» выступил секретарь Обкома партии С.Д.
Игнатьев. Конференция обсудила ряд важнейших
проблем, связанных с изучением и освоением
экономических ресурсов республики, в частности:
«Минеральные ресурсы БМ АССР и пути их
использования в условиях Отечественной войны»,
«Растительные богатства БМ АССР и практические
пути их использования для нужд народного
хозяйства в условиях Отечественной войны», «Гусиноозерское
месторождение как основная угольная база БМ
АССР» и т.д. Всего на пленарных заседаниях и на
двух секциях - промышленной и
сельскохозяйственной было поставлено более 20
докладов. Конференция подвела итоги работы по
изучению сырьевых ресурсов и наметила задачи их
освоения в условиях войны.
В связи с расширением
изучения экономических ресурсов республики и
необходимостью скорейшего использования их в
народном хозяйстве в 1943 г. при
Бурят-Монгольском институте языка, литературы и
истории был открыт сектор экономики,
располагавший небольшим количеством научных
сотрудников, но проделавший значительную работу.
Он установил деловые связи со многими научными
учреждениями, промышленными предприятиями и
хозяйственными организациями республики, привлек
к работе крупных ученых профессоров Г.Ю.
Верещагина, М.М. Кожова, И.В. Николаева, С.В.
Обручева и др. Сектор экономики, благодаря
объединению вокруг себя внештатных сотрудников,
приступил к изучению важных тем, посвященных
освоению природных богатств края и наиболее
полному использованию производственных
возможностей и экономических ресурсов
республики. Сектор за годы войны издал два
сборника в помощь предприятиям местной
промышленности, три сборника в помощь колхозам и
отдельные издания: «Полезные ископаемые и
минеральные источники Окинского аймака
Бурят-Монгольской АССР» С.В. Обручева,
«Перспективные сорта зерновых культур
Бурят-Монгольской АССР» М.А. Рампиловой,
«Лекарственное сырье Бурят-Монгольской АССР и
его использование» В. Яснитского, «Перспективные
многолетние кормовые травы для Бурят-Монгольской
АССР» К.М. Крамма, «Минеральные богатства
Бурят-Монгольской АССР» А.А. Якжина и др.
Результаты многих исследований, проведенных
сектором экономики, были опубликованы после
войны. В июне 1944 г. постановлением СНК БМ АССР
ГИЯЛИ был реорганизован в Бурят-Монгольский
научно-исследовательский институт культуры и
экономики (НИИКЭ).
В Бурятии проводились большие
геологоразведочные работы, которым в условиях
войны уделялось особое внимание. Только в 1942
г. на территории нашей республики работали 22
геологические партии и экспедиции, которые вели
изыскания редких и цветных металлов, стекольного
сырья и стройматериалов, соляно-содового сырья,
бокситов, угля и других полезных ископаемых. Все
эти работы проводились главным образом
Восточно-Сибирским геологическим управлением.
В годы войны большое внимание
уделялось изучению растительных богатств
республики, охотничьих угодий, оленеводства,
яководства и гидрологическому изучению
территории Бурятии. Во многих экспедициях
активное участие принимали преподаватели
Бурятского педагогического института.
Историки республики с началом
войны свою творческую деятельность направили на
показ героического прошлого своего народа, на
воспитание патриотизма, любви к Родине и народу.
Из наиболее крупных работ необходимо отметить
монографию П.Т. Хаптаева «Краткий очерк истории
бурят-монгольского народа». Были изданы брошюры
Ф.А. Кудрявцева «Боевые традиции
бурят-монгольского народа», Л.А. Петрова «Доржи
Банзаров — первый бурятский ученый», сборник
улигеров известного народного сказителя А.
Тороева, юбилейный сборник «XX лет
Бурят-Монгольской АССР».
В соответствии с требованиями
военного времени перестраивалась работа школ.
Просвещение и массовая культура народа военных
лет, как и прежде, органически базировались на
народном образовании – на деятельности школы.
Учить всех и хорошо в годы войны стало
необычайно тяжело. В связи с приемом
военно-оборонных предприятий, учреждений и людей
пришлось поступиться многими школьными
помещениями. В Бурятии уже в 1942 г. для военных
нужд было занято 10 улан-удэнских школ.
Численность сельских школ сократилась на 23.
Основная доля забот о школе легла на местные
органы и общественность. Вопросы народного
образования больше, чем иные из культурной
жизни, обсуждались на пленумах и бюро парткомов,
сессиях местных Советов. Это видно на примере
Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) за 1942 г. В
феврале его бюро рассмотрело вопрос «Об итогах
работы школ республики за первое полугодие
1941/1942 учебного года», в июле «О проведении
декадника по завершению подготовки школ к новому
учебному году», в августе «О подготовке школ к
новому учебному году и о мерах по обеспечению
нормального хода занятий в школах».
Низовцев А. Народное
образование Бурятии в годы Великой Отечественной
войны / А. Низовцев // 50 лет победы советского
народа в Великой Отечественной войне: тез. докл.
межрегион. студенческой науч.-практ. конф. /
М-во образ-я, по делам высшей шк. и науч.
учреждений РБ; Респ. совет по НИРС; Бурят. гос.
пед. ин-т им. Д. Банзарова. - Улан-Удэ, 1995. -
С. 4-6
Читать (PDF)
Для обеспечения работы школ
пришлось: во-первых, встать на путь закрытия
отдельных классов в ряде школ и перевода
учащихся этих классов в соответствующие классы
соседних школ; во-вторых, увеличить нагрузку
преподавателей старших классов и привлечь к
работе в две смены многих учителей I-IV классов;
в-третьих, привлечь на педагогическую работу до
75 учителей, используемых не по специальности, и
в отдельных школах привлекать на работу в школах
по совместительству работников других отраслей.
|