Главная

Введение

Улан-Удэ в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Промышленность

Транспорт

Эвакогоспитали

Медицинские работники эвакогоспиталей

Наука. Образование

Культура и искусство

Писатели - участники  Великой Отечественной войны

Всенародная помощь фронту

Дети войны Республики Бурятия

Участники Великой Отечественной войны

Воины Бурятии - Герои Советского Союза

Воины Бурятии - полные кавалеры ордена Славы

Воины Бурятии - жители города Улан-Удэ

Воины Бурятии - участники Парадов Победы в Москве

Памятники

Библиография

Боевой путь 321-й сибирской дивизии (фотоальбом Дугарон С.М.)

 

НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ

 

С началом войны перед научными организациями республики, предприятиями промышленности и транспорта встали важные задачи по рациональному использованию всех местных экономических ресурсов. Важную роль в дальнейшем развитии экономики Бурятии сыграла первая научная конференция по изучению и освоению экономических ресурсов, созванная правительством республики в декабре 1942 г. в Улан-Удэ. В ней приняли участие представители Академии наук СССР, в том числе известный байкаловед директор Байкальской лимнологической станции профессор Г.Ю. Верещагин, ученые Томска и Иркутска.

На научной конференции с докладом «Экономические ресурсы Бурят-Монголии и задачи их освоения в условиях Отечественной войны» выступил секретарь Обкома партии С.Д. Игнатьев. Конференция обсудила ряд важнейших проблем, связанных с изучением и освоением экономических ресурсов республики, в частности: «Минеральные ресурсы БМ АССР и пути их использования в условиях Отечественной войны», «Растительные богатства БМ АССР и практические пути их использования для нужд народного хозяйства в условиях Отечественной войны», «Гусиноозерское месторождение как основная угольная база БМ АССР» и т.д. Всего на пленарных заседаниях и на двух секциях - промышленной и сельскохозяйственной было поставлено более 20 докладов. Конференция подвела итоги работы по изучению сырьевых ресурсов и наметила задачи их освоения в условиях войны.

В связи с расширением изучения экономических ресурсов республики и необходимостью скорейшего использования их в народном хозяйстве в 1943 г. при Бурят-Монгольском институте языка, литературы и истории был открыт сектор экономики, располагавший небольшим количеством научных сотрудников, но проделавший значительную работу. Он установил деловые связи со многими научными учреждениями, промышленными предприятиями и хозяйственными организациями республики, привлек к работе крупных ученых профессоров Г.Ю. Верещагина, М.М. Кожова, И.В. Николаева, С.В. Обручева и др. Сектор экономики, благодаря  объединению  вокруг себя внештатных сотрудников, приступил к изучению важных тем, посвященных освоению природных богатств края и наиболее полному использованию производственных возможностей и экономических ресурсов республики. Сектор за годы войны издал два сборника в помощь предприятиям местной промышленности, три сборника в помощь колхозам и отдельные издания: «Полезные ископаемые и минеральные источники Окинского аймака Бурят-Монгольской АССР» С.В. Обручева, «Перспективные сорта  зерновых культур Бурят-Монгольской АССР» М.А. Рампиловой,  «Лекарственное сырье Бурят-Монгольской АССР и его использование» В. Яснитского, «Перспективные многолетние кормовые травы для Бурят-Монгольской АССР» К.М. Крамма, «Минеральные богатства Бурят-Монгольской АССР» А.А. Якжина и др. Результаты многих исследований, проведенных сектором экономики, были опубликованы после войны. В июне 1944 г. постановлением СНК БМ АССР ГИЯЛИ был реорганизован в Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры и экономики (НИИКЭ).

В Бурятии проводились большие геологоразведочные работы, которым в условиях войны уделялось особое внимание. Только в 1942 г. на территории нашей республики работали 22 геологические партии и экспедиции, которые вели изыскания редких и цветных металлов, стекольного сырья и стройматериалов, соляно-содового сырья, бокситов, угля и других полезных ископаемых. Все эти работы проводились главным образом Восточно-Сибирским геологическим управлением.

В годы войны большое внимание уделялось изучению растительных богатств республики, охотничьих угодий, оленеводства, яководства и гидрологическому изучению территории Бурятии. Во многих экспедициях активное участие принимали преподаватели Бурятского педагогического института.

Историки республики с началом войны свою творческую деятельность направили на показ героического прошлого своего народа, на воспитание патриотизма, любви к Родине и народу. Из наиболее крупных работ необходимо отметить монографию П.Т. Хаптаева «Краткий очерк истории бурят-монгольского  народа». Были изданы брошюры Ф.А. Кудрявцева «Боевые традиции бурят-монгольского народа», Л.А. Петрова «Доржи Банзаров — первый бурятский ученый», сборник улигеров известного народного сказителя А. Тороева, юбилейный сборник «XX лет Бурят-Монгольской АССР».

В соответствии с требованиями военного времени перестраивалась работа школ. Просвещение и массовая культура народа военных лет, как и прежде, органически базировались на народном образовании – на деятельности школы. Учить всех и хорошо в годы войны стало необычайно тяжело. В связи с приемом военно-оборонных предприятий, учреждений и людей пришлось поступиться многими школьными помещениями. В Бурятии уже в 1942 г. для военных нужд было занято 10 улан-удэнских школ. Численность сельских школ сократилась на 23. Основная доля забот о школе легла на местные органы и общественность. Вопросы народного образования больше, чем иные из культурной жизни, обсуждались на пленумах и бюро парткомов, сессиях местных Советов. Это видно на примере Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) за 1942 г. В феврале его бюро рассмотрело вопрос «Об итогах работы школ республики за первое полугодие 1941/1942 учебного года», в июле «О проведении декадника по завершению подготовки школ к новому учебному году», в августе «О подготовке школ к новому учебному году и о мерах по обеспечению нормального хода занятий в школах».

Низовцев А. Народное образование Бурятии в годы Великой Отечественной войны / А. Низовцев // 50 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне: тез. докл. межрегион. студенческой науч.-практ. конф. / М-во образ-я, по делам высшей шк. и науч. учреждений РБ; Респ. совет по НИРС; Бурят. гос. пед. ин-т им. Д. Банзарова. - Улан-Удэ, 1995. - С. 4-6

Читать (PDF)

Для обеспечения работы школ пришлось: во-первых, встать на путь закрытия  отдельных классов в  ряде школ и перевода учащихся этих классов в соответствующие классы соседних школ; во-вторых, увеличить  нагрузку преподавателей старших классов и привлечь к работе в две смены многих учителей I-IV классов; в-третьих, привлечь на педагогическую работу до 75 учителей, используемых не по специальности, и в отдельных школах привлекать на работу в школах по совместительству работников других отраслей.