Главная

Введение

Улан-Удэ в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Промышленность

Транспорт

Эвакогоспитали

Медицинские работники эвакогоспиталей

Наука. Образование

Культура и искусство

Писатели - участники  Великой Отечественной войны

Всенародная помощь фронту

Дети войны Республики Бурятия

Участники Великой Отечественной войны

Воины Бурятии - Герои Советского Союза

Воины Бурятии - полные кавалеры ордена Славы

Воины Бурятии - жители города Улан-Удэ

Воины Бурятии - участники Парадов Победы в Москве

Памятники

Библиография

Боевой путь 321-й сибирской дивизии (фотоальбом Дугарон С.М.)

 

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

 

Несмотря на огромные трудности военного времени, уход в армию большей части работников учреждений культуры и творческих союзов, вся система культурно-просветительских учреждений Бурятии (клубов, домов культуры, изб-читален, библиотек, киноустановок), творческих союзов писателей, художников, композиторов, журналистов газет и радио продолжали свою деятельность.  Они перестраивали содержание своей работы применительно к требованиям военного времени, большое внимание уделяли массовым формам политической агитации среди населения. Митинги и собрания, беседы и читки газет, устройство газетных витрин, выпуск стенных газет и боевых листков, организация выступлений художественной самодеятельности и выставок, показ кинофильмов, превращение по существу в агитпункт, - таковы были содержание и формы работы клубных учреждений и библиотек, кинотеатров и музеев. Почти в два раза увеличилась сеть радиотрансляционных точек.

По истории культуры Республики Бурятия в годы войны издано достаточно много литературы. В ней показана деятельность культурно-просветительных учреждений, творческих союзов и театральных коллективов, художественной интеллигенции в трудных условиях войны, их роль в патриотическом воспитании трудящихся и подрастающего поколения, мобилизации их на самоотверженный труд во имя достижения победы над врагом...

В октябре 1941 г. секретарь Обкома ВКП(б) С.Д. Игнатьев на очередном пленуме выступил с докладом «О задачах партийно-политической и агитационной работы в военное время», в котором наметил конкретные мероприятия по этому вопросу. Перед радиовещанием и печатью была поставлена первостепенная задача – своевременно и правильно информировать население о патриотических подвигах советских людей на фронте и в тылу. Большую роль играли республиканские и районные газеты, их число не сокращалось. Но трудности военных лет вынудили временно уменьшить объем газет «Бурят-Монгольская правда» и «Бурят-Монголой унэн», с 5 мая 1942 г. они стали выходить на двух полосах вместо четырех. Особое значение имела постановка информации на родном языке для бурятской части населения. Весьма важным делом стал правильный и оперативный перевод с русского на бурятский язык директив партии и правительства, сообщений Совинформбюро, вопросов внутренней и внешней политики. Для этой деятельности было необходимо мобилизовать кадры переводчиков, владеющих бурятским языком. Постановлением ОК ВКП(б) было решено создать при редакции газеты «Бурят-Монголой Унэн» бюро переводчиков путём объединения квалифицированных переводчиков редакции и республиканского радиокомитета.

Шагдарова Б.Б. Из истории радиовещания Бурятии в годы войны / Б.Б. Шагдарова // Народы Бурятии в годы Великой Отечественной войны: материалы респ. молодеж. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (4-5 мая 2005 г.). – Улан-Удэ, 2005. – С. 180-184.

Читать (PDF)

К началу Великой Отечественной войны в Бурятии работал значительный отряд писателей, художников, театрально-музыкальных работников, композиторов, скульпторов. Деятели культуры и искусства, театральные коллективы основные усилия прилагали к созданию произведений, способствующих воспитанию трудящихся и подрастающего поколения в духе патриотизма, мобилизации их на самоотверженный труд, на благо Победы. В жизни  творческих союзов начинается объединение усилий, обмен опытом. Это было связано с организацией в августе 1942 г. в Улан-Удэ Дома работников науки, искусства и литературы (ДНИЛ). Здесь проводились творческие вечера, совместные прослушивания и обсуждение вновь созданных произведений.

В первой половине 1941 г. в республике работали 5 театрально-художественных коллективов: Государственный бурятский музыкально-драматический театр, Государственный русский драматический театр, театр юного зрителя, русский драмтеатр в Кяхте, Государственный колхозно-совхозный театр. Государственная филармония имела в своем составе симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, хор и солистов. В сентябре 1941 г. закрылся русский драмтеатр в Кяхте, временно прекратила свою деятельность филармония. В декабре 1941 г. в связи с эвакуацией в Улан-Удэ Харьковского театра русской драмы был расформирован русский драматический театр Улан-Удэ, а актеры вошли в состав Харьковского театра и ТЮЗа.

Серьезных успехов за годы войны достиг Бурят-Монгольский национальный музыкально-драматический театр, освоивший постановку достижений русской и мировой классики. Театр обогатил свой репертуар операми П. Чайковского «Евгений Онегин», Ш. Гуно «Фауст», балетного спектакля «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и оригинальных национальных пьес местных драматургов, как  «Бабжа-барас-батор», «Снайпер», «Сын народа» и другие, и с большим успехом провел гастрольные поездки в воинские части Забайкальского военного округа и в действующую армию, в Монгольскую Народную Республику и по районам Бурят-Монгольской АССР.

В докладной записке Председателя военно-шефской комиссии в Управление по делам искусств при СНК БМАССР 18 апреля 1942 г. отмечено:

За первый квартал 1942 г. проведено следующее количество шефских концертов:

1. Коллективами самодеятельности  г. Улан-Удэ проведено в госпиталях 232 концерта.

2. Харьковским  русским  драматическим  театром проведено 80 концертов, из них в госпиталях - 69, в агитпунктах - 7, в гарнизоне - 2.

3. Бурят-Монгольским ордена  Ленина  музыкально­драматическим театром проведено 25 концертов, из них в госпиталях - 20, в гарнизоне - 5.

4. Бурят-Монгольский театр юного зрителя провели 43 концерта,  из  них в госпиталях - 38 и в гарнизоне - 5.

5. Бригадами по линии концертно-эстрадного бюро проведено 8 концертов, из них 5 - в госпиталях и 3 - в частях РККА.

6. К празднованию 24-й годовщины РККА была послана сборная бригада из театров в распоряжение Политуправления ЗабВО, которая и провела 15 концертов в частях РККА.

Всего проведено 403 шефских концерта.

Военно-шефская комиссия считает необходимым отметить следующих работников искусств, наиболее отличившихся в участии и организации шефских концертов: Мидный В.Д.- хормейстер Бурят-Монгольского ордена Ленина театра; Балдаков Б.М.- солист Бурят-Монгольского ордена Ленина театра; Дугарова Ц.- солистка Бурят-Монгольского ордена Ленина театра; Зонхоев А.Ф.- солист-хурист Бурят-Монгольской филармонии и др.

С середины января по конец апреля 1943 г. концертно-балетный ансамбль музыкально-драматического театра совершил стопятидневную поездку по Дальнему Востоку. Ансамбль обслужил воинские части Забайкальского военного округа и краснофлотцев Тихоокеанского флота. Артисты выступали в Чите, Хабаровске, Владивостоке, в отдаленных районах Дальнего Востока и всюду встречали  теплый прием и пользовались заслуженным успехом. В репертуаре ансамбля были старинные народные и современные бурятские и русские песни, арии из классических опер и художественное чтение. Хореографическая группа показывала танцевальные номера из постановок «Баир», «Энхэ-булат-батор» и «Эржэн», русские и украинские пляски.

По решению пленума ЦК профсоюзов работников искусства, у воинов Белорусского фронта в начале 1944 г. побывала концертная бригада артистов театра и Государственной филармонии в составе: народного артиста СССР Г.Ц. Цыденжапова, заслуженного артиста БМАССР Б.М. Балдакова, заслуженных артисток БМАССР Н.К. Петровой, Т.Е. Гергесовой, артисток В.Д. Лыгденовой, Шалтыковой, артистов Ц.-Е. Бадмаева и И. Дворникова.. Вернувшаяся с Белорусского фронта бригада артистов ордена Ленина Бурят-Монгольского государственного театра выступает с творческими отчетами о своей поездке. Всего на фронте, в частях генерала армии Рокоссовского, бригада дала 65 концертов, из них 33 - на передовой линии огня.

Фронтовая концертная бригада артистов на Белорусском фронте. Руководитель Г.Ц. Цыдынжапов. 28.01.1944 г.

Бурят-Монгольская правда. - 1944. - 8 марта. - № 48.

Читать (PDF)

В Улан-Удэ был эвакуирован с Украины Харьковский драматический театр. Театр пробыл в Бурятии с декабря 1941 по май 1944 г. За это время он показал произведения русской классики «Анна Каренина» по роману Л. Толстого, «Дворянское гнездо» по Тургеневу, «Три сестры» Чехова, «На дне» Горького, произведения советской драматургии, всего более 20 пьес. Коллективом театра была проведена значительная работа по оказанию помощи художественной самодеятельности, обслуживанию концертами госпиталей, воинских частей, колхозников республики.

Коллектив Харьковского театра оказал творческую помощь деятелям бурятского искусства, способствовал повышению их профессиональной культуры. Художественный руководитель театра народный артист СССР А.Г. Крамов поставил в Государственном ордена Ленина Бурят-Монгольском музыкально-драматическом театре пьесу Н. Балдано «Рыбаки Байкала», заслуженный артист УССР В.М. Аристов - пьесу Цыдынжапова «Снайпер», а также  ряд  спектаклей в Театре юного зрителя.

Композиторы Д.А. Аюшеев, Ж.А. Батуев, П.М. Берлинский, Б.Б. Ямпилов освоили такие жанры, как симфония, кантата, музыкальная картинка, ими создан цикл произведений, исполненных патриотического пафоса.

Союз художников Бурятии в годы войны оформил выставки: к 700-летию Ледового побоища; «Отечественная война» в Иволгинском аймаке БМ АССР; «Оборона нашей Родины», где сделано большое количество рисунков, плакатов и диаграмм. Выставка «Великая Отечественная война» прошла в антирелигиозном музее БМАССР в июне 1942 г. Художники создали ряд картин, отражающих героические будни фронта и тыла.

Художниками Ц.С. Сампиловым, Р.С. Мэрдыгеевым, А.И. Тиминым и др. проводилась работа по оформлению агитпунктов, выпуску стенных газет, боевых листков, лозунгов, плакатов для клубов и госпиталей. Во время посевной кампании были специальные выезды для художественного оформления полевых станов. Было проведено художественное оформление ПВЗ. В местные газеты дано около 10 оригинальных рисунков и около 20 карикатур.

Военно-шефская работа художников: к празднованию 1 Мая, 24-й годовщины РККА и 24-й годовщине Октябрьской революции были оформлены  клубы воинской части художниками Мэрдыгеев, Аржиков и Желаев; оказана помощь в художественном оформлении военных госпиталей, куда выделены были картины и этюды художников, выпущены стенгазеты.

В 1941 г. народным художником заслуженным деятелем искусств РСФСР Цыренжапом Сампиловичем Сампиловым было исполнено более двадцати оригинальных рисунков к изданию бурят-монгольского народного  эпоса «Гэсэр», картина «По следам фашистских варваров». Затем он написал картины «Рейд конницы в тыл врага», «Наступление конницы в декабре 1941 года» и др. В его  картинах  лихой наездник на верном коне обезглавливает гитлеровцев, подобно герою эпоса Гэсэр. Сампилов создал ряд полотен, посвященных работе тыла в дни войны: «Колхозные кони для Красной Армии», «Рысаки», «Артельный табун», «Агитатор в полевом стане», «Подарки бойцам». С огромным творческим напряжением работает Сампилов, неслучайно он ездил на фронт посланцем своего народа - возил защитникам Москвы подарки от трудящихся Бурят-Монголии. 20 декабря 1944 г. народному художнику республики Ц. Сампилову, внесшему 20 тыс. руб. в фонд обороны, пришла благодарственная телеграмма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, текст которой опубликовала «Бурят-Монгольская правда».

3 марта 1944 г. в Улан-Удэ был открыт Художественный музей им. Ц. Сампилова.

Заслуженный деятель искусств БМ АССР художник Р.С. Мэрдыгеев создает галерею портретов знатных людей республики - снайпера Цырендаши Доржиева, Героя Советского Союза Жамбыла Тулаева и других, а также картины «Разрешите на фронт», «Фашистам нет места», «Интересный рассказ» и другие.

Заслуженный деятель искусств БМ АССР А.И. Тимин, находясь в рядах Красной Армии, написал картины «Руки вверх!», «Захват фашистского штаба», «Фашистские мародеры», много портретов воинов-фронтовиков.